Закир Халимович Кадыров (Закир Кадыри) (1878 — 1954 гг.) — богослов, общественно-политический деятель, журналист.
Важную роль в выборе дальнейшего образования и профессиональной деятельности сыграла семья потомственных священнослужителей, какими были его отец, дед, прадед. Выходцы из семьи Кадыровых традиционно были муллами или учителями, служили по всей территории Левобережья Волги, отличались стремлением к образованию. В связи с этим не случайно желание З. Кадыри приращивать собственные знания и передавать их молодёжи. Центральной для него являлась убеждённость, что только через образование и духовное совершенствование татарские юноши и девушки смогут быть полезными своему народу.
Наиболее плодотворным в творческом отношении является российский период, связанный с напряжённой преподавательской и общественно-политической работой. С 1906 г. З. Кадыри преподаёт в джадидских медресе «Хусаиния» (Оренбург), с 1909 г. в медресе «Галия» (Уфа), разрабатывает новометодные учебники на татарском языке, активно переводит философско-религиозную и историческую литературу, занимается публицистикой по женской тематике. С 1914 г. возглавляет уфимскую газету «Тормыш», оказавшую большое влияние на распространение реформаторской идеологии в среде татарского населения региона. Параллельно с журналистикой, З. Кадыри активно включается в общественно-политическую жизнь региона, сотрудничает с мусульманской фракцией Государственной думы. В 1917 г. З. Кадыри проявил себя видным политиком, стал депутатом Национального собрания и членом Национального управления (министерство просвещения) штата «Идель-Урал».
В 1919 г. эмигрировал в Финляндию, преподавал в медресе. Позднее переехал в Турцию.
Главным итогом работы З. Кадыри в России стала газета «Тормыш», в которой он проявил себя как талантливый публицист и политик.
Закир Кадыри являлся ярким представителем плеяды джадидистов, первых татарских интеллигентов. Его философия строилась на основе традиционных для тюрков духовных ценностей, научного познания и действенности в построении современного социально ориентированного общества с использованием европейских технологий. Правоту его устремлений в политической и педагогической деятельности доказывает то, что и по прошествию 100 лет идеи джадидизма остаются значимыми в области исторических и политических исследований.
Вильданова Р.К. Закир Кадыри (1878-1954): общественно-политическая и журналистская деятельность: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук // Казанский федеральный университет. Электронный архив. – Режим доступа: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/28855/2013-095.pdf?sequence=1&isAllowed=y
Вильданова Р.К. Роль уфимской газеты «Тормыш» в демократических преобразованиях тюркского общества в 1914-1918 г г.// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-ufimskoy-gazety-tormysh-v-demokraticheskih-preobrazovaniyah-tyurkskogo-obschestva-v-1914-1918-g-g
Вильданова Р.К. По страницам «Жизни» Закира Кадыри // Ивановский государственный химико-технологический университет. – Режим доступа: http://www.isuct.ru/e-publ/gum/sites/ru.e-publ.gum/files/2013/t04n02/humscience_2013_t04n02_139.pdf
Закир Кадыри // Садыкова, Р.К. Жемчужины татарского народа: книга первая / Р.К. Садыкова. – Ульяновск : Печатный двор, 2012. – С. 24.
Комментарии
ошибка с фото
На фото не Закир Кадыри, а Садри Максуди
По нашим данным все верно
Уважаемый Айдар, простите, отчество Вы не указали, указанное фото опубликовано на стр. 69 в следующем издании:
Татары Симбирско-Ульяновского края : энциклопедический справочник / [ред.-сост., авт. идеи - Р. Ф. Ахмедуллов]. - Ульяновск : 2016. - 229 с.
И значится оно именно как портрет богослова и литератора Закира Кадыйри. Если Вы настаиваете на том, что произошла ошибка, обоснуйте, пожалуйста, свое мнение.
Ждем ответа.
С уважением администратор сайта библиотеки № 17 Алексей Нецеевский
Добавить комментарий